В Днепре борются с проблемой сиротства уникальными методами

В Днепре реализуют новую программу по борьбе с сиротством. В её рамках был открыт центр поддержки матери и ребёнка. В нём специалисты работают с семьями, пытаясь вернуть ребёнка домой. По словам представителей учреждения, благодаря новой методике почти половина детей осталась жить со своими родителями. Также в рамках программы был обустроен специальный дом, в котором ребёнок проживает в обстановке, максимально приближенной к домашней. Это помогает детям в дальнейшем социализироваться в обществе, так как после выхода из традиционных интернатов им сложно адаптироваться к самостоятельной жизни, передаёт Информ-UA.

На сегодняшний день в Украине работает 697 интернатных учреждений. С каждым годом их количество уменьшается, к примеру, три года назад их было больше на сто. Состоянием на начало 2020 года в них насчитывалось более 96 тысяч детей. Из них только 8 процентов имеют статус лишённых опеки. Остальные же пребывают в интернатах на основании соответствующего заявления от родителей.

сирота

Нынешняя интернатная система, которая функционирует в Украине, перешла со времён Советского Союза. Большая часть таких учреждений была построена в 60-х годах. Они достаточно больших площадей, и занимают значительную территорию. Если посчитать площадь всех интернатов в Украине, то она будет равна размерам среднего областного центра в нашей стране.

За год на содержание интернатов в Украине тратят около 11 миллиардов гривен. На одного ребёнка идёт, в среднем, от 8,5 до 26 тысяч гривен в месяц. Данные суммы показывают те учреждения, которые подчинены Министерству здравоохранения. Такими являются дома ребёнка. 70 процентов из этой суммы идёт на оплату работы сотрудников. Почти половина из которых – технический персонал. 13 процентов из этих денег тратится на содержание помещений. И 13 процентов идёт непосредственно на детей, на их питание, медикаменты, одежду, что составляет около двух тысяч гривен в месяц. На 96 тысяч детей рассчитано 60 тысяч сотрудников, то есть — один сотрудник на двух детей. Такой подход фандрейзер благотворительного фонда «Помогаем» Ольга Левченко считает не рентабельными.

Елена Гуржий более восьми лет работала директором детского дома в Днепре. Говорит, по своему опыту знает, что многие граждане пытаются помочь таким учреждениям, это и волонтёры, и меценаты. Также важно, чтобы люди, которые там работают, хотели помочь детям, пытались создать для них наиболее благоприятные условия. Когда же воспитанники выходят из детских домов, то они сталкиваются с реальностью жизни, и возникают проблемы, так как интернатная система не даёт возможности ребёнку социализироваться в обществе в полном объёме, так, как это бы было, если бы он жил в семье. У таких детей нет понимания построения отношений, создания семьи, они не могут самостоятельно принимать решения, правильно контактировать со сверстниками. Всё это происходит потому, что интернаты представляют из себя закрытую систему, в которой все решения за ребёнка принимаются другими людьми. Елена Гуржий рассказывает, она осознала данную проблему, когда детский дом, в котором она работала, начал выпускать своих воспитанников. Дети начали проситься обратно, не могли окончить учреждения высшего образования, были и случаи гибели. Из выпускников Елены из жизни ушло десять детей, двенадцать были осуждены. Тогда коллектив понял, что воспитанникам сложно адаптироваться в социуме. Они не понимают важность образования, цену деньгам, так как система, в которой они проживали в детстве, их этому не научила. Также они не приучены к выполнению домашних обязанностей, так как, согласно санитарным нормам, детям запрещено заходить на кухню, убирать там. Единственное, что могли организовать для детей работники детдома для того, чтобы привить им понимание ответственности — ввести им дежурства на кухне. В это время они должны были помогать поварам, чистить овощи, готовить еду.

Также во многих интернатах происходят случаи насилия над детьми. Это приводит к тому, что они травмируются, как физически, так и психологически. В дальнейшем они вырастают с жестоким отношением к окружающим.

Существует и проблема с образованием детей, которые проживают в интернатах. Часто бывало так, что для того, чтобы прикрыть свои недоработки ребёнку приписывали диагнозы. С подобными ситуациями сталкивалась Елена Гуржий, она забирала из интернатов таких воспитанников в свой детский дом.

В Днепропетровской области насчитывается 61 интернат, в котором находится более 9 тысяч детей. В 2019 году на них потратили около миллиарда гривен, из них 10 миллионов – спонсорская помощь. Для борьбы с проблемой интернатной системы на Днепропетровщине был подписан меморандум о деинституализации интернатов. Согласно нему на смену традиционных учреждений придут семейно-ориентированные услуги и центры поддержки детей и семей, обязанностью которых является работа на предотвращение сиротства. Большинство детей, которые находятся в интернатах, имеют семьи, родственников. И важна, в первую очередь, работа с семьёй. Необходимо выяснить, в силу каких причин возникла ситуация, что родители хотят отказаться от своих детей. Работая с семьями, часто происходило так, что ребёнок возвращался к своим биологическим родителям, рассказывает Елена. Над созданием новой системы работали на протяжении двух лет, учитывая все потребности детей. В нём принимали участие специалисты по медицине, образованию, представители общественных организаций, работники соцзащиты.

В центрах поддержки детей и семей есть несколько отделений. Одно из них – отделение по срочному устройству детей. В него они попадают сразу же, как только с ними что-то произошло. Ранее же ребёнка могли отправить в детский дом только тогда, когда заканчивались все судебные разбирательства, они получали статус сироты. В данном отделении дети могут находиться девять месяцев. Если же ребёнок нуждается в более длительной реабилитации, то он попадает в другое отделение. Оно представляет из себя небольшой дом, в котором находится не более 15 детей. Там работает пять воспитателей, за каждым из них закреплено трое воспитанников. Обслуживающего персонала там нет, всю необходимую работу воспитанники делают самостоятельно. Дети посещают школу, творческие кружки, получают полноценное образование, сами занимаются хозяйством, могут принимать гостей. Такие условия являются максимально приближёнными к проживанию в семье.

Также в данном учреждении есть отделение матери и ребёнка. Туда очень часто попадают именно воспитанники детских домов, из-за отсутствия у них понимания воспитания ребёнка, налаживания отношений в семье. Им помогают в решении всех их проблем, привлекая специалистов различных направлений.

Содержание такого учреждения для государства является более экономным, нежели детских домов, говорят эксперты. Также в реформировании интернатной системы предусмотрена подготовка специалистов, которые будут работать в новой системе. Программу будут реализовывать поэтапно, шаги расписаны до 2027 года.

В Украине на сегодняшний день есть и противники данной реформы. Аргументируют они свою позицию тем, что в нашей стране будут закрыты интернатные учреждение. Но специалисты объясняют, что изменения предусмотрены более широкие. Они направлены на то, чтобы изменить систему, предотвратив таким образом увеличение количества сиротства и травмирование тех детей, которые всё-таки остались без семьи. По мнению Ольги Левченко, в большинстве против изменений системы выступает персонал интернатных учреждений, так как они останутся без работы. Но, объясняет женщина, многие из них будут переобучены, и смогут работать в новой системе. На сегодняшний день такие случаи уже есть, бывшие сотрудники интернатов работают в новых центрах. Также среди протестующих есть и процент среди родителей, которые не хотят забирать домой детей из интернатов. Но в данном случае, говорят специалисты, необходимо работать с ними, а государство должно поспособствовать тому, чтобы они имели возможность содержать своих детей. К примеру, организовывать транспортировку ребёнка на ночь домой из специальных учреждений, в которых они находятся на протяжении дня.

]]>