Граждане Украины становятся заложниками трудовой миграции

Власти Украины поставили перед собой цель вернуть своих граждан домой, создав им все условия для трудоустройства. Случилось это, по воле случая, раньше. Только вот пока далеко не многие из заробитчан видят для себя перспективы на родине и опять собирают чемоданы и ищут пути, как вновь выехать, оставив свои семьи. Основная причина, в большинстве случаев, как известно – одна: недостаток средств к существованию. Но дело уже не только в этом. Мы постарались на конкретных примерах разобраться, что ещё движет людьми, в поисках работы за границей, и как это влияет на семьи. Подробности — в материале Информ-UA.

По данным статистики, за границей нашего государства постоянно работает более трёх миллионов трудовых мигрантов, ещё около семи-восьми миллионов ездят на сезонные работы. Причём, для большей части таких людей это стало уже укладом жизни, как и для их родных. Одни уже привыкли к подобным гостевым бракам, другие – расходятся. Но есть те, кто в любом случае страдает от разлуки с близкими – это дети. В нашей стране уже выросло не одно поколение социальных сирот мигрантов.

печаль

Эти дети, в основном, отличались от сверстников тем, что особо никогда ни в чём не нуждались, были хорошо одеты и обуты, сыты и более свободны, так как их опекой занимался, в лучшем случае, один из родителей. Но только они были лишены главного в их жизни – постоянной любви, защиты, душевной гармонии. Об одной такой истории, похожей на тысячи других, мы решили рассказать сегодня.

Нина и Анатолий познакомились ещё в школе, их одноклассники были уверены, что они обязательно свяжут свои жизни навек. Они почти стали пророками. Сразу после свадьбы молодые люди из маленького села в Одесской области поженились. Через год у них появилась дочь. В наследство от деда Анатолию достался дом и молодые люди начали его обустраивать и ремонтировать, чтобы в комфорте растить дочь Викторию. Работали молодые люди в местном колхозе и мечтали о том, как в скором времени их семья пополнится ещё двумя-тремя ребятишками, как заведут хозяйство, купят машину. Сегодня – достроен дом, застелен плиткой двор, есть гараж с хорошей машиной, в доме – тоже достаток, есть даже посудомоечная машина, о которой в селе многие даже не слышали. Только вот дочь так и осталась единственным ребёнком, а некогда любящие друг друга супруги стали чужими и уже подали заявление на развод.

Листая фотоальбом, Нина вспоминает, что уехать на заработки её заставила жизнь. Колхоз, в котором они работали, развалился. Муж попал в аварию, денег на лечение не было. Сначала она уехала, оставив трёхлетнюю дочь на бабушек, в Финляндию на сбор клубники. Первые заработки были самыми мучительными. Сердце разрывалось от разлуки. Но платили хорошо, поэтому терпела. Дом и лечение супруга «съели» заработанное очень быстро. Решила: поеду снова. И так продолжается уже 17 лет. За эти годы Нина трудилась в нескольких странах. С каждым годом её приезд домой был праздником. Но с годами она начала ощущать себя нелюбимой женой и матерью, а просто кошельком. Кончались деньги, а с ними и хорошее отношение. Дочь, которая сегодня уже сама ждёт ребёнка, винит Нину в том, что её не было с ней в самые важные моменты её жизни.

Мне порой кажется, что она ненавидит меня. Я понимаю, что моё отсутствие по полгода, а порой и по году ударило по ней. Но выбора не было. В детстве она хотела лучшие игрушки, потом – наряды и гаджеты. Я всем пыталась обеспечить. Мое сердце просто растоптано. Раньше казалось, вот ещё сезон и вернусь. Казалось, что буду молодая всегда и всё ещё успею. Не получилось —

— говорит Нина.

Горькое разочарование, вина и тревога – именно в такие чувства сегодня испытывает женщина. Из-за пандемии она вернулась на родину. Дочь, забрав подарочные деньги, уехала к мужу в город. Муж, который с молодости так практически нигде не работал, как оказалось, давно встречается с другой.

Чувствую себя как у разбитого корыта, в душе — пустота,

— признаётся Нина, которая решила уехать в Одессу и ждать, когда откроют границы.

Женщина призналась, что все годы за границей ни разу не изменила мужу, так как безумно его любила. Сегодня она жалеет о том, что когда-то уехала, взяв на себя весь груз по обеспечению семьи. Она подала на развод. Муж против не был, но потребовал ежемесячно высылать ему деньги, так как «сам воспитывал ребёнка» и имеет на это, по его мнению, право.

Мы спросили, готова ли она остаться и работать в Украине. Не задумываясь, Нина ответила – нет, скоро появится внук, его надо кормить.

Нам удалось дозвониться к дочери Нины. Она, уже сама жена и будущая мама, сказала только:

Я безумно люблю свою маму, но я не могу ей простить, что не была со мной тогда, когда была нужна. Я никогда не брошу своего ребёнка. Я буду обнимать его всегда и любить до безумия. Никакие подарки и деньги никогда не заменят человеку душевного тепла, я это знаю по себе.

Точно так же считала её молодая ещё мама, когда носила свою дочь под своим сердцем.

По мнению психологов, максимально допустимый срок отсутствия кого-то из родителей без возникновения глубокой травмы — два года. Как нам рассказала школьный психолог Ирина Панченко, после этого дети обычно начинают осознавать своё сиротство.

Вопрос с социальными сиротами трудовых мигрантов остаётся очень острым для нашей страны. По данным исследований, многие «брошенные» на воспитание бабушкам и дедушкам дети, которые не испытывают дефицита в финансах, но живут в дефиците любви и заботы, привлекают к себе внимание своими порой дерзкими поступками. В жизни многих из них появляются «не те компании», алкоголь, наркотики. Часто именно они попадают в сети дилеров, поставляющих наркотики, так как у детей заробитчан есть деньги и то, что можно продать,

— отметила она.

Панченко сообщила, что сегодня каждый десятый несовершеннолетний, который состоит на учёте в правоохранительных органах – это ребёнок из семьи трудовых мигрантов. Кроме этого, она отметила, что детям, чьи родители находятся за тысячи километров от них, формируется чувство недолюбленности и незащищённости. Многие гораздо раньше других взрослеют, а другие вырастают трутнями, не желающими самостоятельно работать, надеясь на постоянную «подпитку» из вне.

Миллионы трудовых мигрантов — короткое и безликое предложение. Но за ним – реальные судьбы. Если сегодня государство не сможет повлиять на трудовую миграцию и не создать реальные условия для того, чтобы люди могли зарабатывать на родине, Украину ждут большие проблемы, считают специалисты.

]]>